LA CONCORDE (Сравнение французской и британской практик)

Ж. Будрио. История французского фрегата, 1650-1850 гг
Андрей Баитов
3 июня 2025

Этот фрегат был построен в 1777 году в Рошфоре по чертежам Шевийяра старшего и был захвачен в феврале 1783 года британским кораблем «Magnifique». При введении его в строй британского флота в ноябре 1783 года были снятые его обводы (верхний чертеж), что было вскоре после его захвата. В сентябре 1791 года  у него снова были сняты обводы (нижний чертеж), так что сравнение этих двух чертежей позволит составить ряд интересных выводов, касающихся некоторых практик, специфических для британского флота.
Во-первых, видно, что ко времени захвата «Concorde» его квартердечное вооружение было усилено: изначально он был вооружен всего шестью 6-фунтовками, их число увеличили до 16 орудий того же калибра. В дополнении к четырнадцати орудийным портам на опер-деке имеется еще пятнадцатый погонный порт1.
Получив эти исходные данные, давайте теперь подробно изучим оба чертежа, двигаясь справа налево. Уклон бушприта составляет 22 градуса на нижней, британской версии, тогда как во французском варианте он равен 28 градусам. Такой сравнительно умеренный уклон характерен для британский кораблей и позволяет легко различать суда этих двух государств даже на расстоянии. Умеренный наклон может усложнять использование блинда, но под таким углом лучше ограничивается тяга фока-штага и фор-лось-штага, и можно выгодно поставить кливера. Уменьшение наклона в свою очередь приводит к некоторой модификации гальюна, который становится менее изогнутым. Нижний регель оканчивается под кат-балкой, образуя сапортус, типичный для британского флота. Также обратите внимание на очень острый угол кат-балки. Нижняя часть форштевня у грепа имеет заметную выпуклость, причем считалось, что это уменьшает снос под ветер на курсе бейдевинд. Однако французский флот продолжает игнорировать эти предполагаемые преимущества, и такой характерный выступ можно найти только на английских кораблях. Попутно обратите внимание на то, что у этих двух флотов разная форма недгедсов.
В соответствии с практикой британского флота с бака был убран фока-гардель-шпиль, и выглядит, как будто баковое вооружение тоже было убрано. Под баком можно увидеть двойные якорные битенги2, это опять-таки характерная особенность британского флота.
Столбы первой пары битенгов идут прямо в трюм. К середине 18 века на французском флоте отказались от такой схемы и стали спускать столбы лишь до гон-дека. Степс фок-мачты, как и грот-мачты, устроен гораздо проще, чем на французских судах.
Было изменено распределение бимсов, а канатный люк был сдвинут дальше назад вместе с передним матросским трапом и еще одним трапом чуть впереди грота-люка. Такая упомянутая последней схема означала, что шлюпки и запасной рангоут нужно укладывать на уровне переходных мостков на рострах. Такой же вариант показан и на более раннем чертеже, но это не соответствует французской практике, так что можно предположить, что некоторые изменения были проведены уже в течение нескольких месяцев после захвата судна. Четыре помпы «Concorde», которые были не королевскими с бронзовыми рабочими трубами, а простыми вязовыми , были заменены на кетенс-помпы, единственного типа применяемого на британском флоте. Был убран задний матросский трап. У главного шпиля два барабана формы, типичной для британского флота, а его шпиндель спускается в трюм, тогда как у исходного шпиля «Concorde» один барабан, но два набора шпиль-гатов, а шпиндель его притыкался в степс на гондечных бимсах.
На французских судах штурвал располагался позади бизань-­мачты, тогда как на британском флоте этого периода он был впереди этой мачты. Это означает, что кормовой трап нужно переместить дальше вперед.
Верхняя часть корпуса была слегка изменена, слегка приподнята над баком и поменяна над квартердеком. С эстетической точки зрения судно от этого выиграло, оно стало более изящным, особенно с удалением очень уродливых боковых галерей, замененных новыми галереями с более красивыми пропорциями.
Отметив, что поменялась схема расположения бимсов, стоит отметить, что некоторые из них подкреплены полубимсами, особенно стоящие впереди грот-мачты и бизань-мачты.
В английской практике перо руля делали шире, а рудерпис соответствующим образом подкрепляли.
Этим завершается данное небольшое сравнение этих двух чертежей. Несомненно ещё много можно было бы сказать о них, но были охвачены главные моменты, и не хотелось слишком сильно заострять внимание на таких сравнениях, так как в задачу этой работы не входило подробное рассмотрение отличий внутреннего устройства судов этих двух флотов.


1 В 17 веке наличие погонного порта было обычным делом на линейных кораблях. В своем Трактате, написанном в 1740-х годах, Блез Оливье указывает, что от этой практики отказались с начала века, так как считалось, что это ослабляет корабельный набор на носу. Однако во второй половине века было немало примеров судов, имеющих погонные порты. Также смотрите перевод еще одного текста Оливье по той же теме, приведенный на странице 162. В министерском письме, датированном апрелем 1787 года, рекомендовалось принять наличие погонного порта на гон-деке линейных кораблей и на фрегатах (SHM.320).
2 Англичане оправдывали наличие второй пары битенгов следующей причиной: там, где имелась только одна пара битенгов, как на французских кораблях, если нужно было отклониться на якоре и сбросить второй якорь на той же стороне, где и рабочий канат, то сперва нужно было снять с битенгов рабочий канат прежде чем замену можно будет провести поверх битенгов. На некоторых французских кораблях 1 и 2 рангов в 17 веке тоже имелось две пары якорных битенгов.
 

Андрей Баитов
3 июня 2025

Отзывы

К сожалению пока нет ни одного отзыва!