Андрей Баитов
23 сентября 2025

Борг вошёл в употребление в последней четверти восемнадцатого века, возможно, в 1773 году. Но учтите, что это лишь предположительная дата. Борги сперва использовались в качестве дополнения к гарделям. В военное время тросовые борги меняли на цепные, которые в конце концов и взяли на себя всю работу по удерживанию нижнего рея. Вне зависимости от того, цепной борг использовался или тросовый, в центре рея пристрапливали коуш, а после где-то 1840 года его стали крепить цепным стропом. Тросовый борг крепят найтовом, а цепной при помощи глаголь-гака. Этот коуш пристрапливали так же, как гардель-блоки, за исключением того, что использовался одинарный строп, а не двойной. Оба очка этого стропа найтовили на передней стороне рея плоским бензелем.


Тросовый борг представлял собой кусок троса с коушем, поставленным в его шлаге бензелем. На одном конце троса имелось сплеснённое очко, и он был короче другого. Длинный конец проводили через собачью дыру, обносили вокруг топа мачты и спускали вниз. Короткий конец проводили через собачью дыру с другой стороны мачты, после чего длинный конец проводили через очко на коротком конце, складывали и крепили к самому себе тремя бензелями. Чтобы борг не сползал, на задней стороне мачты чуть выше петли фока-штага прибивали стоп-кламп. Когда ставили цепной борг, его проводили точно так же, но оба конца крепили к глаголь-гаку разъёмным звеном, скобой или талрепом. Цепь иногда обносили поверх эзельгофта, а не стопорили стоп-клампом позади топа мачты. Тросовые борги, по-видимому, клетневали по всей длине. В период с 1802 года с каждой стороны от середины передней части марса имелось по одному отверстию для проводки борга, но после 1811 года стали делать лишь одно отверстие. Вероятно, цепные борги стали использоваться с 1793 года, когда по адмиралтейскому указу они были разрешены к постановке на бегин-рей.
 

Андрей Баитов
23 сентября 2025

Отзывы

К сожалению пока нет ни одного отзыва!