Английские распиловщики в отличии от нас не поднимают на козлы те тимберсы, которые они желают распилить. Они используют гораздо более простой способ, и он позволил бы нам очень много сэкономить, если бы мы скопировали его в своих портах. На своих верфях у них есть пильные ямы длиной 22-25 футов (7,1-8,1 м), шириной 3 фута (97 см), глубиной 6 футов (1,95 м), которые располагаются в 3-4 футах друг от друга, как те, чьи чертежи показаны на рисунках 31, 32 и 33. Стенки этих ям обиты кирпичом, в стенах сделано две-три ложи, где распиловщики хранят свои инструменты. Когда они хотят распилить дерево, они кладут его на катки поверх одной из этих ям. Катки фиксируются клиньями. Один из распиловщиков спускается в яму, а другой стоит на верхней стороне дерева, и после распиливания дерева на ту длину, которая им позволяет яма, они легко перекатывают дерево на катках, используя для этого лишь ломик. Когда дерево будет распилено, доски будут лежат так, что их легко можно будет убрать.
Если мы сравним этот способ со способом крепления деревьев, которые мы желаем распилить на козлах при помощи воротов, то труд, который мы затрачиваем при перемещении на козлах, когда те мешают пилению, время, которое нам нужно для опускания на землю досок, после того как их отпилят, и проистекающий из этого риск их сломать, если мы сравним, как я говорил, используемый англичанами способ с тем, что применяем мы, то обнаружим разницу, которая заслуживает того, что бы мы приняли их способ.
Каждый день в наших мастерских (я имею ввиду мастерские в Бресте) мы должны тратить утром первые два, три, а зачастую и четыре часа всех рабочих мастерских на спускание досок, распиленных днем ранее и на поднятие новых деревьев на козлы. Вне зависимости загружена ли мастерская или нет, она всегда полностью занята, так как если она загружена, то всегда имеется много деревьев, которые нужно распилить. Плотники теряют свою лучшую часть дня на выполнение этой работы. Они считают эту работу тяжелой. Часто происходит так, что в результате они получают травму, однако при этом пока дерево поднимают или спускают, распиловщики стоят без дела.
Мы можем скопировать способ англичан, чтобы избавиться от этой операции. За очень умеренную сумму мы могли бы построить в Бресте три или четыре пильные ямы рядом с каждым строительным доком и такое же число рядом с ангарами, где хранится древесина и около надзорных контор и ремонтных мастерских. Времени на перемещение деревьев к краю этих ям будет тратиться не больше, чем мы тратим сейчас для перемещения их к тем местам, где их распиливают, однако мы будем избавлены от необходимости подымать их на козлы, что является самой значительной частью работы по распиловке на наших верфях. После того как деревья будут распилены, нам нужно лишь убрать доски, получившиеся в результате работы, без необходимости подымать их с козел. Те средства, которые мы сэкономим менее, чем за шесть месяцев† посредством таких пильных ям, окупит их постройку, даже если мы будем вынуждены накрыть их крышей, как это делают англичане. Я не показал крыши на чертежах, которые я составил для пильных ям, так как она ничем не отличается от крыши любого ангара. На рисунке 31 этих чертежей показан вид сверху на пильные ямы. Рисунок 32 представляет собой продольное сечение с деревом, лежащим поверх ямы, и ложи, о которой я говорил, которая помечена буквой А. На рисунке 33 показано поперечное сечение пильных ям, на нем тоже показано распиливаемое дерево, лежащее поверх одной из ям. На этом рисунке также показаны ложи, которые помечены буквой А. По рисунку 33 можно увидеть, что не все ямы отделены стенками, а некоторые из них разделены столбами В, поверх которых положены три доски, образующие настил, располагающийся вровень с землей.
Мне следует добавить, что если мы будем строить во Франции пильные ямы такого рода, то нам следует делать их на несколько дюймов шире, чем те, которые используются английскими распиловщиками, так как наши распиловщики в отличии от англичан не имеют привычки пользоваться пилами без рамки.
† ... менее чем за год ... (в брестской копии рукописи)
