Андрей Баитов
17 апреля 2025

В первом разделе я попытаюсь обрисовать «население» нашего корабля. Тут представлены все классы общества, и вы увидите, что среди так называемого рабочего класса (матросы и морская пехота) имеются различные звания и ранги, которые столь же уважаемы, как и те, что носит аристократия (офицеры). Лекарем, служащими и даже некоторыми офицерами представлен и средний класс, хотя по существу это нижний средний класс. Ещё есть ремесленники и большое число подростков, среди которых юнги, ученики штурмана и вольноопределяющиеся - все они живут на борту нашего корабля. Капеллан представляет собой духовную власть, которая является одним из факторов, укрепляющих светскую власть и дисциплину.

Я и не надеюсь на этих нескольких страницах сделать большее, чем просто обрисовать всё то, что связано с командой, концентрируясь при рассказе как можно больше на местах, откуда призывают людей, и на обучении, которое они проходят. Я также составил ряд таблиц и надеюсь, что, показав униформу отдельно на нескольких цветных иллюстрациях с примечаниями, я смог хоть как-то рассказать вам о ней. Я знаю, что множество людей интересует эта занимательная тема, и я должен признаться, что это одна из самых интересных частей моей исследовательской работы. Я надеюсь, что смог составить полную картину, учитывая то, что многое из этого никогда ранее не публиковалось.

1. Офицеры – Вольноопределяющиеся – Гардемарины и Гвардии Гардемарины

Я начну описание офицеров нашего 74-пушечника со старшего из них, которым, конечно же, является капитан. Но, чтобы лучше понять офицеров, нам, вероятно, следует сначала рассмотреть вольноопределяющихся и гардемаринов, из которых в принципе** и получаются все офицеры. Таким образом, строго говоря, я не буду придерживаться своего обычного логичного хода повествования в начале раздела об офицерах, начав описание с той группы людей, которые вообще не были офицерами!

ГАРДЕМАРИНЫ

Эти молодые люди, которым предназначено стать в будущем офицерами флота, сгруппированы по ротам и, в теории, представляют собой часть корпуса морской пехоты. То же самое относится и к гвардии гардемаринам (см. далее). Несмотря на это, я расскажу о них сейчас, а не в третьем разделе.

Прежде чем стать гардемаринами, все кандидаты сперва должны пройти обучение в качестве кадетов и сдать экзамен.

Чтобы стать кадетом, молодой человек должен происходить из аристократии и иметь возможность доказать, что он является дворянином в четвёртом поколении, включая своё собственное. Ему потребуется получить доказательства, касающиеся его происхождения, и подтвердить свои притязания на благородную кровь в форме свидетельства о крещении и брачного договора его отца, деда и прадеда. Эти доказательства должны быть подтверждены рядом гражданских документов, которые исследуют специалисты по генеалогии и историографы при Дворе. Впоследствии они выдадут сертификат, который подписывается у министра.

Юные кадеты выбираются королём. Как я уже говорил, никто не может попасть в кадеты, если он не благородных кровей. Помимо этого кандидаты должны быть старше 14 лет, но не более 18. Они должны быть обучены первым четырём законам математики*** и не иметь никаких физических уродств. Добавлю, что их семьи должны взять на себя содержание поступившего в обучение кадета в размере 600 ливров в год.

Предпочтение отдаётся тем молодым людям, которые уже выходили в море – не важно, на королевском корабле или частном судне. Чтобы способствовать этому, всем капитанам разрешено брать на борт своих собственных сыновей и племянников в возрасте 12 – 13 лет.
Таким образом, чтобы стать кадетом, требуются: благородное происхождение, определённое базовое образование, семейная традиция службы на флоте, но главным образом – наличие покровительства.

После того, как юноши приняты в качестве кадетов, их определяют в одну из гардемаринских рот, где они проходят подготовку, после которой держат экзамен, и только тогда они могут претендовать на звание гардемарина.

В каждой из трёх крупных королевских верфей имеются свои собственные роты, которые были учреждены эдиктами от сентября 1764 года и от марта 1775 года, но истоки этой системы прослеживаются гораздо дальше в прошлом, ещё до Людовика XIV.

В таблице на следующей странице показана структура этих трёх гардемаринских рот.

ГВАРДИИ ГАРДЕМАРИНЫ

Из гвардии гардемаринов составлена одна рота, подразделяющаяся на два отряда, один из которых находится в Бресте, а другой в Тулоне (таким образом, в Рошфоре нет гвардии гардемаринов).

Эта рота была сформирована в соответствии с двумя эдиктами от 1716 и 1732 годов. Её задача – обеспечить личную охрану адмирала или вице-адмиралов в звании маршалов Франции*. Адмирал отбирает гвардии гардемаринов из первого (младшего) класса обычных гардемаринов (см. далее) и представляет их королю. Смена статуса с обычного гардемарина на гвардии гардемарина вовсе не является повышением в обычном его понимании, хотя жалование у гвардейцев на четверть больше, а форма несколько отличается, что можно увидеть на иллюстрациях LVIII и LXI. Я полагаю, что попаданию в гвардейскую роту больше способствуют происхождение и покровительство, нежели выдающиеся способности молодых людей. Гвардейская рота организована точно так же, как роты обычных гардемаринов, что можно увидеть в таблице.

1 РОТА ГВАРДИИ ГАРДЕМАРИНОВ

3 РОТЫ ГАРДЕМАРИНОВ

Комендант роты

(корабельный капитан)

Комендант роты

(корабельный капитан)

Первый лейтенант

(корабельный лейтенант)

Первый лейтенант

2 Вторых лейтенанта

(корабельные лейтенанты)

2 Вторых лейтенанта

(корабельные лейтенанты)

1ая БРИГАДА

2ая БРИГАДА

1ая БРИГАДА

2ая БРИГАДА

Командир бригады

(корабельный лейтенант)

Командир бригады

(корабельный лейтенант)

Командир бригады

(корабельный лейтенант)

Командир бригады

(корабельный лейтенант)

Два бригадира

(корабельные энсины)

Два бригадира

(корабельные энсины)

Два бригадира

(корабельные энсины)

Два бригадира

(корабельные энсины)

Два младших бригадира

(корабельные энсины)

Два младших бригадира

(корабельные энсины)

Два младших бригадира

(корабельные энсины)

Два младших бригадира

(корабельные энсины)

30 Гвардии гардемаринов

30 Гвардии гардемаринов

25 гардемаринов

25  гардемаринов

2 Барабанщика

20 кадетов

  

3 гобоиста и 2 барабанщика

* Эта рота поделена на два отряда, 1 для Бреста и 1 для Тулона

* Командиры бригад находятся в звании вторых лейтенантов.

Примечания: 
– В этих четырёх ротах находятся в общей сумме 270 кадетов и гардемаринов под командованием 53 офицеров.
– 20 кадетов на роту – это максимальное их количество в роте.
– Гардемарины делятся на два класса, причём 2ой класс считается старшим.
– Гвардии гардемаринов набирают из гардемаринов 1го класса.
– Количество гардемаринов в списке 1780 года равно 268, а тех, что приведены в списках различных рот, всего в сумме 210 человек. Данная разница объясняется теми гардемаринами, которые закончили своё обучение и ожидают повышения до энсина.

После краткого введения о гардемаринских ротах перейду к разговору об их обучении, как будущих офицеров. Молодые люди квартируются на трёх королевских верфях в отдельном строении, в котором также располагаются учебные и демонстрационные аудитории.

В каждом из трёх главных портов имеется преподавательский состав для кадетов и гардемаринов, в который входят учителя математики, гидрографии, английского и испанского языков, рисования, кораблестроения, фехтования и танцев. Ещё верфь предоставляет боцмана и констапеля, которые дают уроки управления кораблём и артиллерийского дела.

Кадеты и гардемарины под руководством офицеров собираются в семь утра летом и в восемь утра зимой, и после переклички идут на мессу в свою часовню. После этого они расходятся на занятия, которые длятся до 11:00. После обеда в 14:00 занятия возобновляются и идут до 16:00 зимой и 17:00 летом.

Их изучение наук проводится по так называемому курсу «Безу», подготовленному специально для них известным математиком Безу* по приказу герцога Шуазёля**, который был министром флота с октября 1761 по апрель 1766 года. Герцог Шуазёль издал указ составить учебник, в котором «простыми словами были бы описаны сложные вопросы». Безу также был выбран в качестве экзаменатора для кадетов и гардемаринов.

Курс Безу был опубликован в 1764 и 1769 годах и переиздавался несколько раз. Этот курс состоит из пяти частей в шести томах: один том посвящён арифметике, второй геометрии, третий алгебре, четвёртый и пятый механике, а шестой навигации. На 18 и 19 страницах я привёл краткое изложение курса Безу, чтобы вы получили представление об уровне образования, которое (как минимум теоретически) должны были получать все юноши, прежде чем стать офицерами флота.
Одному из преподавателей поручается учить кадетов, которые должны пройти первые два тома – арифметику и геометрию. Кроме этого их больше ничему не учат, за исключением фехтования и танцев.

По первым двум томам Безу проводится экзамен. Прошедшие экзамен становятся гардемаринами, а те кадеты, что провалили экзамен после двух лет обучения, отсылаются обратно к своим семьям.

Гардемаринов делят на два класса. Курс обучения гардемаринов первого класса включает в себя первые три раздела тома о навигации, часть алгебры, необходимой для введения в механику, и третий и четвёртый тома курса Безу, посвящённые механике. Мне следует добавить, что воспитанникам в этом первом (младшем) классе не позволяется выходить в море, пока они не овладеют первым разделом тома о навигации. Гардемарины второго (старшего) класса должны изучить весь курс Безу (так называемый «обязательный курс образования»), а затем они приступают к изучению кораблестроения, штивки, такелажа и управления судном, а также артиллерийского дела и военной тактики.

В теории, каждую субботу проводят проверку знаний уроков предыдущей недели, а раз в год Безу посещает все три школы для экзаменовки кадетов и гардемаринов. Этот экзамен проводится публично в присутствии начальства верфи и коменданта роты.

После достижения гардемаринами требуемого уровня знаний им разрешается выходить в море. Для каждого ранга корабля регламентами предусмотрено определённое количество гардемаринов (для нашего 74-пушечника – это 12 человек). Состав каждого отделения зависит от коменданта, который старается, чтобы все гардемарины выходили в море по очереди. Сами отделения находятся под командованием офицеров роты, а в их отсутствие отделением командует старший по чину гардемарин.

В море гардемарины стоят на вахтах так же, как и офицеры (см. главу XVII). В этом случае они находятся под командованием вахтенных офицеров, которые проверяют их знания и обучают их всем аспектам управления судна. Каждый день боцман, штурман и констапель учат их управлению судном, навигации и артиллерийскому делу. Старшие гардемарины обязаны вести свой собственный журнал, который они показывают своему ротному офицеру и капитану, и им же они должны предоставлять своё собственное суточное счисление (см. вторую часть этого тома). По возвращении в порт их журналы проверяют комендант роты и учитель гидрографии.
Летом, помимо теоретических и практических занятий, гардемарины уделяют три вечера в неделю (после 17:00) посещению мастерских и стапелей верфи.

Гардемарины и гвардии гардемарины, находящиеся во 2ом классе, закончившие своё обучение, прошедшие экзамены и проведшие как минимум два с половиной года в море, могут быть повышены до энсина. Когда освобождаются места энсинов, гардемаринов на повышение выбирают в соответствии с их заслугами и старшинством в чине.

Я не буду углубляться в детали дисциплинарных регламентов*, которые предписывают определённые правила поведения молодых людей, но хочу рассказать, что они представляют собой самодовольную и часто беспокойную группу людей, чьё поведение приводит к многочисленным жалобам и недовольству жителей портов, включая людей из среднего класса.

Вольноопределяющиеся: Так как в роте число кадетов и гардемаринов ограничено 70, то некоторое число молодых людей не могут быть приняты в роты. Чтобы как-то решить эту проблему, существуют постановления, где написано, что на корабль Его Величества может поступить определённое количество «вольноопределяющихся», число которых зависит от ранга корабля.

Эти молодые люди должны быть аристократического рода, возрастом от 13 до 14 лет и получить разрешение от министра флота.

Будучи на борту судна, они получают то же обучение, что и гардемарины, и имеют те же обязанности. За их поведение и обучение отвечает первый лейтенант или другой офицер, назначенный капитаном. После четырёх лет службы в море, два из которых они должны провести на корабле Его Величества, и по достижению ими двадцатилетнего возраста вольноопределяющиеся имеют право пройти экзамен и поступить после этого на королевскую службу.

Есть ещё одна категория вольноопределяющихся, состоящая из молодых людей из хороших семей (то есть не аристократов). Если им уже есть 16 лет от роду, и они плавали год на торговых судах, то им разрешено поступить на службу на корабль Его Величества. После четырёх с половиной лет службы, из которых как минимум два года должны пройти на военном флоте, и по достижению возраста не менее 22 лет и после прохождения ряда экзаменов их могут допустить к командованию частным кораблём.

При необходимости вольноопределяющийся предыдущей категории может получить временное назначение или даже постоянное назначение во Флот, если он совершит какое-либо достойное деяние на королевской службе.

ОФИЦЕРЫ

Сейчас речь пойдет об офицерах, относящихся к командному составу корабля (чем они отличаются от унтер-офицеров), но здесь я упомяну их кратко и вернусь к их обязанностям позже. На текущий момент я ограничусь лишь таблицей и несколькими строчками текста.

Корабельный энсин: Как я уже объяснял, чтобы гардемарин имел право на повышение до этого самого низшего офицерского звания, он должен пробыть два с половиной года в море и закончить обучение.

Корабельный лейтенант: должен прослужить два года в звании энсина.

Фрегатный капитан: должен прослужить как минимум два года в звании лейтенанта и иметь опыт двух командований.

Корабельный капитан: должен прослужить в качестве фрегатного капитана в море как минимум в течение восемнадцати месяцев. В связи с отменой последнего из упомянутых званий, регламенты стали предписывать, что капитан обязан прослужить как минимум четыре года в звании лейтенанта и в течение этого времени иметь опыт двух командований.
 

ОФИЦЕРЫ В АДМИРАЛЬСКИХ ЗВАНИЯХ

 

Эскадренный командир: должен, будучи капитаном, иметь опыт командования дивизионом* из трёх кораблей или фрегатов.

Генерал-лейтенант морских сил: выбирается среди эскадренных командиров.

Вице-адмирал: назначается из числа генерал-лейтенантов.

ТАБЛИЦА ЗВАНИЙ ФРАНЦУЗСКОГО ФЛОТА 1780 ГОДА

Звание

Аналогичное звание

в сухопутных войсках

Аналогичное английское 

морское звание1

3 – Вице-адмиралМаршал ФранцииАдмирал флота
14 – Генерал-лейтенант флота

Генерал-лейтенант  

сухопутных войск

Адмирал синего и белого флага – Вице-адмирал.
28 – Эскадренный командирБригадный генералКонтр-адмирал
185 – Корабельный капитанБригадир2 или ПолковникКапитан корабля 1-3го ранга
       – Фрегатный капитан3ПодполковникКапитан корабля 4-5го ранга
   
399 – Корабельный лейтенантМайорКапитан корабля 6го ранга, Лейтенант корабля 1-2го ранга
25 – Брандерный капитан4Капитан-
234 – Корабельный энсинЛейтенантЛейтенант корабля 3-6го ранга
55 – Фрегатный лейтенантМладший лейтенант пехоты 
8 – Флейтный капитан5Младший лейтенант пехоты-
268 – Гвардии гардемарин Мичман

       – Гардемарин

  

1 - Аналогия с английскими званиями основана на тарифной ставке, в которой больше категорий, чем самих званий, коих ниже адмиральских всего два – капитан и лейтенант. Ещё одно звание (коммандер) было принято лишь после 1794 года, хотя существовало и несколько ранее [Д. Робертс].
2 - Пятьдесят самых старших по чину капитанов приравнивались к бригадирам, а остальные считались полковниками.
3 - Это звание было добавлено лишь для комплектности, так как ныне данное звание уже упразднено.
4 - Дословно «капитан брандера».
5 - Дословно «капитан флейта». Оно приравнивается к младшему пехотному лейтенанту, но идёт по старшинству после оного.

Звания приведены в порядке старшинства, таким образом корабельный лейтенант стоит выше по званию, чем брандерный капитан, хотя он в свою очередь выше по званию, чем энсин. Ниже энсина находится ещё два звания – фрегатный лейтенант и флейтный капитан. В первой колонке я также указал количество человек с данными званиями, состоящих ныне на королевской службе. Все, кто получает повышение до корабельного капитана, производятся в кавалеры Ордена Святого Людовика, если им уже не была оказана эта честь.


Какие бы обязанности ни выполняли офицеры, особенно на сухопутной службе в гардемаринских ротах, в сухопутных артиллерийских войсках или в морской пехоте, их морское звание оставалось тем же и никак не менялось.

Я хочу завершить этот раздел по офицерам, сказав несколько слов о различных рыцарских орденах, до которых они могли дослужиться, а также поговорить о мальтийском ордене.

Королевский и военный орден святого Людовика был основан и создан эдиктом Людовика XIV в апреле 1693 года. Орден делится на три класса: большой крест, кавалер-командор и кавалер. В настоящее время во Флоте служит лишь шесть кавалеров Большого Креста, пятнадцать кавалер-командоров и большое число кавалеров, которые по большей части капитаны, так как эта награда связана с повышением до капитана. Есть ещё несколько лейтенантов, которые являются кавалерами этого ордена. Все кавалеры данного ордена получают ещё и регулярное вознаграждение, размер которого варьируется.
Пока мы ещё говорим об орденах, я полагаю, что вам будет интересно узнать, что всего имеется 40 кавалеров Большого Креста, 80 кавалер-командоров и неопределённое число простых кавалеров.

Ордену Святого Духа я уделю лишь пару слов, так как на флоте его носит только адмирал и один из вице-адмиралов (граф д’Эстен).

Морских офицеров, которые гардемаринами или энсинами служили на кораблях госпитальеров (мальтийский орден), часто могли награждать крестом этого ордена.

На иллюстрации LXI вы можете увидеть кресты обоих этих орденов, и я хотел бы привлечь ваше внимание и к примечаниям, сопровождающим эти рисунки.

Ко всем этим званиям следует добавить звания тех офицеров, которые не являются аристократами. Это временные звания, которыми награждают, как правило, на время одиночной кампании, и в таких случаях этих людей, которых набирают из торгового флота, зовут вспомогательными офицерами. В определённых и очень редких случаях этими званиями могут наградить на постоянной основе старших унтер-офицеров, которые как-то особо отличились. Ниже приведён список данных званий.

Флейтный капитан: Этим званием награждают боцманов и штурманов, состоящих на королевской службе, а также капитанов торговых кораблей, которые особо отличились на королевской службе.

Фрегатный лейтенант: Это звание предназначено для капитанов торговых кораблей, которые сами завербовались или были призваны на королевскую службу и были произведены во вспомогательные офицеры Флота. Это звание может стать и постоянным, в качестве награды за выдающиеся заслуги и иногда его дают капитанам каперов. Если звание является временным, то полностью звучит как «вспомогательный фрегатный лейтенант».

Брандерный капитан: Им иногда награждают особо отличившихся фрегатных лейтенантов.

Все эти офицеры известны под именем «синих офицеров», хотя, строго говоря, это прозвание относится только к вспомогательным офицерам, которые носили одноцветную синюю униформу с обшлагами, отворотами и воротником того же цвета.

В списке экипажа нашего 74-пушечника видно, что среди офицеров находятся лекарь и капеллан. Таким образом, было бы логично рассказать о них в этом разделе, для чего требуется сказать несколько слов о флотских медицинских школах и о семинариях.

Из медицинского персонала на борту лишь лекарь считается офицером. Его помощники относятся к сверхштатному персоналу, как и помощники комиссара или офицерские слуги.

ФЛОТСКИЕ МЕДИЦИНСКИЕ ШКОЛЫ

Организация медицинских школ в Бресте и Рошфоре была установлена регламентом, датируемым мартом 1768 года. Что касается Средиземноморья, то медицинский колледж, основанный в 1754 году в Тулоне, продолжает работать, а его учебный курс и административное устройство очень похожи на те, что были заложены в регламенте 1768 года для атлантического побережья.

Прежде чем продолжить, мне, вероятно, следовало бы пояснить, что статус доктора гораздо выше статуса простого лекаря, который является не более чем членом гильдии, кои существуютют во Франции для множества ремёсел. Таким образом, лекари считаются «техническим персоналом»*, своего рода повседневными практиками, выполняющими работы, недостойные докторов! С другой стороны, доктора должны проходить длительное и сложное обучение, которое, даже при отсутствии каких-либо великих способностей к медицине, гарантирует как минимум широкое образование и хорошие базовые знания. Ответственность за медицинские службы на королевских верфях лежит исключительно на докторах.

Чтобы быть принятым в одну из трёх флотских медицинских (лекарских) школ, кандидаты должны быть как минимум 14 лет от роду и вместо экзамена пройти собеседование на совете, состоящем из главного доктора, лекарь-майора и старшего школьного лектора. Кандидат должен уметь разборчиво писать и по возможности знать, как побрить пациента и пустить кровь. У него должно быть хорошее зрение и хорошие руки без каких-либо физических изъянов. От кандидатов 16 или 17 лет от роду помимо прочего ожидают, что они покажут знание основ хирургии. В целом, предпочтение отдаётся сыновьям, братьям и племянникам военно-морских лекарей или тем, чьи отцы служат на Флоте. Принятые кандидаты получают сертификат и поступают на обучение в школу в качестве учеников лекаря.

Директором школы является главный доктор, которому помогает лекарь-майор, но я не буду вдаваться в подробности административного устройства школы. Достаточно сказать, что в ней работает четыре учителя, так называемые лекторы, которые были набраны из состава Флота. Они преподают следующие дисциплины:

Курс перевязки и наложения повязок;
Курс анатомической философии или физиологии (теоретической анатомии);
Курс анатомии и препарирования;
Курс болезни костей;
Курс ботаники;
Курс практической медицины;
Курс патологии внутренних органов или истории болезней;
Курс химии и лекарствоведения;
Курс хирургических операций.

К этим урокам ещё добавляется сертификат об окончании курса по акушерству**.

Ученики начинают своё обучение с получения базовых знаний по анатомии и хирургии, затем следует курс кровопускания, малой и большой анатомии, простых и сложных хирургических операций. Ученики постепенно обучаются данным дисциплинам, прежде чем им будет разрешено принять участие в препарировании трупов***. Ожидается, что они покажут то, что выучили на уроках по памяти и ознакомятся с костями человеческого скелета.
Чтобы стать младшим помощником лекаря, когда освободится соответствующее место, ученики должны пройти экзамен. При повышении до старшего помощника лекаря тоже сдаётся экзамен. И только после этого они могут поступить на королевскую службу. Повышение до более высоких рангов: лекаря, лекарь-капитана и лекарь-майора тоже включает в себя сдачу экзамена.

На морскую службу специалисты распределяются согласно спискам, составленным тремя старшими администраторами школы (главный доктор, лекарь-майор и старший лектор). Лектора не обязаны поступать на морскую службу, а прежде чем ученика можно будет отправить в море, он должен отработать как минимум три года в госпитале. Надо добавить, что в определённых обстоятельствах (таких, как эпидемия или продолжительные военные действия), на службу могут призвать и гражданских лекарей.

СЕМИНАРИИ

Закончить этот первый раздел я бы хотел небольшим рассказом о семинариях Флота. Его краткости способствует ещё тот факт, что после изгнания в 1764 году иезуитов семинарии, основанные ими в Бресте и Тулоне по соглашению 1685 года, были закрыты. Семинария в Рошфоре в настоящий момент находится под управлением лазаристов, которые по условиям соглашения от 1764 года продолжают служить на военных кораблях в этом порту.

Что касается Бреста, то здесь за набор капелланов отвечает интендант верфи, а в Тулоне все капелланы для судов, базирующихся в Средиземном море, представляются францисканцами.

Обучение священнослужителей, предназначенных для службы капелланами на Флоте, не представляет ничего особенного, за исключением того, что они должны владеть бретонским или провансальским языком, так как многие из моряков на французском говорят плохо или вообще его не знают.

Среди офицеров есть ещё и офицеры королевского корпуса морской пехоты, а так как они имеют полноценный статус офицеров флота, то подчиняются тем же регламентам.

Иногда количество офицеров может увеличиваться за счёт пассажиров, но так как у них нет никаких обязанностей, то их считают лишь частью списка на столовые деньги.

Андрей Баитов
17 апреля 2025

Отзывы

К сожалению пока нет ни одного отзыва!