Когда вы размышляете о дореволюционном французском флоте, на ум приходят ощетинившиеся орудиями огромные корабли или элегантные фрегаты. При этом легко упустить из виду множество мелких судов, без поддержки которых эти престижные корабли не смогли бы существовать. Полный список таких малых судов было бы трудно составить, посетив, как и они, огромное количество портов на протяжении сотен лет. В составе этой флотилии, обслуживавшей в основном потребности более крупных судов, было несколько кораблей, которые, даже будучи привязанными к определенным портам, могли выходить в плавание за пределы своих гаваней, а иногда и гораздо дальше, когда возникала такая необходимость.
Яхты и тральщики, шмаки, шхуны и другие бриги составляли часть этого списка в Рошфоре в большей степени, чем в других портах, из-за его нестандартного географического положения. В архивах порта сохранилось несколько чертежей этих судов в дополнение к письменным документам, что позволяет нам подробно их изучить.
Среди них есть чертеж портовой яхты «Le Rochefort» (третьей с таким именем по счету), построенной в 1787 году по чертежам Юбера Пеневера. Ее элегантные обводы, простота и базовый такелаж обусловили выбор данного судна для этой монографии.
Изучение её устройства потребует кратко описать историю её происхождения и, прежде всего, обстоятельств, которые окружали создание этой флотилии. В этой монографии представлены некоторые подробности проектирования и постройки «Le Rochefort», а также примечания к её обводам и чертежам, наряду с обсуждением яхт и других подобных малых судов того периода. Затем конструкция судна подробно описывается с помощью многочисленных 3D-чертежей. По моему мнению, они необходимы для понимания поднятой темы как таковой, а также специфической терминологии, используемой при строительстве старого флота. В конце монографии приводятся комментарии к 16 представленным чертежам, описание такелажа и некоторые технические примечания по тимберсам и другим деталям.
Термин «яхта», который может показаться чем-то, предназначенным для получения удовольствия, теперь, я надеюсь, станет более известной и как рабочая лошадка.